Здесь можно поделиться...

Посвящается 105-летию со дня рождения С.А. Сбитнева, выдающегося педагога, ученого, Заслуженного работника культуры РСФСР, основателя факультета информационных и библиотечных технологий и кафедры технологии автоматизированной обработки информации (ныне кафедры цифровых технологий и ресурсов) Кемеровского государственного института культуры.

23 января 2018 г.

Субъективные заметки

И.С. Пилко, доктор пед. наук, профессор (Кемерово, Санкт-Петербург)

Когда я думаю о том, чего мне больше всего не хватает в настоящем, - это маминых глаз и голоса Стаса Андреевича в телефонной трубке: «Это кто-о? Ирочка, здравствуй! А голосок у тебя сегодня веселый» (или «грустный» - в зависимости от ситуации).
Почему-то наиболее остро и болезненно вспоминаются именно телефонные разговоры. Ведь мы непосредственно общались едва ли не ежедневно на протяжении почти двадцати лет. Может, потому, что куда бы ты ни направлялась (в Белово, в Москву, в Америку - все равно), он непременно просил: «Ты обязательно позвони». Помню, в годы московской аспирантуры на переговорном я всякий раз наменивала две пригоршни «пятнашек» для разговора с домом и со Стасом Андреевичем.
И в нашу последнюю июльскую встречу у него дома, перед моим отъездом в отпуск, он просил о том же... Мы вернулись в Кемерово в самом конце августа. Разбирая вещи, я время от времени присаживалась к телефону, выбирая несуетную минуту для обстоятельного разговора. Телефон зазвонил неожиданно резко. Я услышала трагическую весть. Не помню своей первой реакции. Подбежал сын с вопросом: «Что случилось?». Потом, когда мне пришлось многократно транслировать горестное известие о невосполнимой утрате, реакция собеседников была почти однозначной: «Не может быть!». И до сих пор не верится, что его нет среди нас...


Утешаю себя тем, что успела лично и публично сказать Учителю о своем к нему отношении, посвятить ему книжку, чего-то добиться в профессии, реализовать малую толику его идей и замыслов.
Как он пестовал своих учеников! Не только оплодотворял их идейно, но и опекал житейски. Возил на конференции, семинары, школы. Приучал к командной игре. «Мы выступим «кусточком», - любимое напутствие перед очередной научной или образовательной акцией. Водил по министерским коридорам и кабинетам, представлял очередное молодое дарование. Гордился успехами. Спросить тоже умел. Но была у него не характерная современным руководителям привычка: разнос устраивать наедине, а хвалить публично.
Провожая в столицу, наставлял: «Благодари и кланяйся. Ничего не проси. Если дадут сами, принимай с благодарностью. Но сама не проси». У его учеников особенная гордость.
Мог непрерывно консультировать по два-три часа с такой интенсивностью, что консультируемый, будь он в три раза моложе мэтра, выходил из кабинета ни живой, ни мертвый. А на очереди - следующий жаждущий совета и наставления. И так всю многочасовую «смену» без перерыва на обед. Только частый свежезаваренный чай.
Не терпел возражений: «Ты слушай и не возражай. Делать можешь по-своему. Только не возражай». И горе тому, кто решился ему перечить. Неоднократно испытано на себе. Мало кто знал о его героическом прошлом. Когда мой маленький сын под впечатлением от Дня Победы попросил рассказать об участниках Отечественной войны, Стас Андреевич оказался единственным среди наших знакомых. Однако о подвигах кавалера трех боевых орденов я знаю удивительно мало. Даже из военных эпизодов Стас Андреевич чаще вспоминал не героические, а светлые или забавные. Например, о том, как он не решился нарушить военную и партийную дисциплину и из плененного Берлина тайком добраться до Парижа, и как теперь жалеет об этом.
Человек энциклопедических знаний, потрясающей эрудиции, уникальной памяти. Фанат своего дела. И все же он не похож на классического библиотекаря! Острый ум, парадоксальное мышление, необузданный темперамент, выдающиеся организаторские способности, умение держать удар. В нем все в превосходной степени. И это не гипербола и не панегирик.
Я удивляюсь его проницательности: задолго до времени решительных перемен и массовых выездов за границу он сумел выстроить логичную и гармоничную модель системы непрерывного библиотечного образования, которую никто из нынешних реформаторов, объездивших весь мир, не может превзойти.
На протяжении всей жизни он поражал фейерверком оригинальных, глубоко продуманных и просчитанных идей. В нашу последнюю встречу среди множества планов и замыслов он поделился желанием собрать к своему 85-летию конференцию: «Пригласим умных, хороших людей. Моих учеников. Поговорим по существу». Эта конференция обязательно состоится. Ее соберут ученики в память об Учителе.

Cтас Андреевич Сбитнев: Жизнь, отданная людям. Хроника.  Воспоминания. Исследования.-
Кемерово: Кемеровс. гос. акад. культуры и искусств, 2003. - С. 168-169.

Комментариев нет:

Отправить комментарий